Обсужден вопрос финансирования образования детей с ограниченными возможностями здоровья

img_1981_1.jpg - 1.17 MB

28 января на совместном заседании комиссий по образованию и молодежной политике и по социальной политике и трудовым отношениями был рассмотрен вопрос изменения правового регулирования отношений, связанных с получением образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

    В адрес депутатского корпуса обратились представители государственного бюджетного образовательного учреждения (ГБОУ) № 1708. Данное учреждение образовано в 2000 году и на сегодняшний день является многоуровневым коррекционным комплексом, в котором оказывают специализированную помощь детям со сложной структурой дефекта от младенчества до окончания шестого класса. В ближайшее время у детей-инвалидов, обучающихся в данном учреждении, появится возможность продолжить обучение и окончить 9 классов общеобразовательной школы, а также перспектива получения среднего профобразования. «Девять из десяти детей, получающих коррекционное образование, социализированы, работают и приносят пользу государству», — отметила директор учреждения Тамара Новикова.

    Педагоги и родителя учащихся школы № 1708 считают целесообразным обсудить вопрос установления корректирующего коэффициента к нормативу финансового обеспечения государственных услуг в расчете на одного воспитанника в год в специальных (коррекционных) государственных образовательных учреждениях города Москвы. По их мнению, такой коэффициент должен быть не менее 4,0.

    На сегодняшний день финансовое обеспечение государственных гарантий на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования осуществляется в соответствии с утвержденными Правительством Москвы нормативами. Для организации обучения детей с особыми образовательными потребностями установлены корректирующие коэффициенты к нормативным затратам. Так, для обеспечения образовательного процесса обучающихся из числа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, незрячих и слабовидящих — 3. Для других категорий детей-инвалидов — 2. Обучение детей с инвалидностью со сложной структурой дефекта осуществляется в соответствии с действующим законодательством — с применением корректирующих коэффициентов 2 и 3.

    Это значит, что при базовом нормативе в 63.112 рублей в год, например, ГБОУ № 1708 за каждого ребенка-инвалида получает порядка 214 тысяч рублей в год. Если же ребенок-инвалид обучается в учреждении — участнике эксперимента, то на коэффициент 2 или 3 будет умножаться уже другая цифра, поскольку базовый норматив в таких учреждениях для начальной ступени 83 тыс. рублей, для средней — 97 тыс. рублей, для старшей школы — 123 тыс. рублей.

    В ходе обсуждения выяснилось, что коэффициент «не положен» для детей, не имеющих инвалидности, даже в том случае, если они обучаются в коррекционных образовательных учреждениях. Дело в том, что федеральным законодательством не определен статус «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ). В связи с этим, коррекционные учреждения, обучая детей со сложной патологией, не получают к нормативу финансового обеспечения корректирующего коэффициента.

    Подводя итог дискуссии, председатель комиссии по образованию и молодежной политике Виктор Кругляков (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») предложил создать рабочую группу для проработки формулировки статуса «дети с ОВЗ» и выхода с законодательной инициативой на федеральный уровень. Также было предложено рассмотреть возможность увеличения коэффициента и подготовить для этого финансово-экономическое обоснование.

   

Анна Кобякова